НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

"EDIT TOOLS" - КОЛЛЕКЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ARCVIEW 3.X
Автор - Yanko Chukanski

- Функции редактирования полилиний

- Функции редактирования полигонов

- COGO - прокладка трассы

- Surface functions - Моделирование поверхностей

- Geoprocessing - Гео-преобразования

- Convert - Конвертация шейп-файлов

- Miscellaneous - Разное

- Установка EditTools

- Версия EditTools для ArcMap

- Скачать последнюю версию


Уникальная коллекция инструментов, расширяющая простой ArcView 3.x до ArcINFOвских возможностей. Включены элементы черчения наподобие Автокада, работа с атрибутами, с поверхностями, проверка и отлаживание топологии, любые возможные преобразования шейпов, трансформации отдельных элементов. Почти все, что обычный пользователь пытается найти в дополнение к скупому штатному набору, здесь есть и работает четко, в общей среде и с учетом ГИСовский требований. Знатоки, как правило, без этого модуля и не пользуются основным пакетом, тем более что с давних пор модуль совершенно бесплатный. К сожалению, начинающие пользователи мало знают об "Эдите" - как фамильярно его называют в ГИС-мире, и даже на форумах он редко звучит. Эта страничка призвана исправить такую несправедливость... Текст по своей сути - перевод с сайта разработчика, первый и пока единственный на русском языке. Ставьте Эдит, работайте с ним, задавайте вопросы!

Итак, начнем изложение основных возможностей... Ссылки на детальное описание разделов пока ведут к оригиналу инструкции, в дальнейшем и разделы переведём (спрашивайте уже сейчас, если что-то непонятно):

ФУНКЦИИ РЕДАКТИРОВАНИЯ ПОЛИЛИНИЙ

A. Глобальные - обрабатывается целиком шейп-файл:

- Чистка полилинейного слоя (Clean) включает:

      - Проверку пересечений всех линий в слое, создание пересечений;

      - Чистку висячих узлов - как "недотыков", так и "перехлестов";

      - Чистку псевдоузлов;

      - Чистку линий-дубликатов;

      - Экспорт узлов в отдельную точечную тему, подгрузка обратно;

      - Замыкание контуров.

- Генерализация- сглаживание- детализация полининий, изменение направления оцифровки (G_S_D_F);

- Стыковка полилиний (например, на краях листов - Edge Match);

- Подгонка полилиний (по точкам, TIN-способом - Adjust);

- Расстановка узлов полилиний заново (Renode);

- Создание полигонов из полилиний (Build Polygons). Атрибуты могут быть взяты из отдельной точечной темы;

- Разбиение полининий точками, полигонами или полилиниями (Split with Theme). Атрибуты преобразуются согласно правилам разделения (Split Rules, устанавливаются пользователем заранее для каждого слоя);

- Разбиение полилиний по всем узлам (Split in Vertices) - создает простые отрезки-сегменты. Атрибуты преобразуются согласно правилам разделения;

- Преобразование полилиний в точки (Polyline to Point): их узлов либо центров отрезков, с сохранением направления отрезка как атрибута в каждой точке. Индекс изначальной полилинии сохраняется для обратной сборки, как и все прочие атрибуты;

- Перенос атрибутов из слоя точек в слой полилиний, копирование и редактирование атрибутов между слоями полилиний (Attributes from Point);

- Функция прокладки трасс в виде полилиний (COGO - см. ниже).

Б. Локальные функции редактирования полилиний: нужно включить панель "Show Edit Tools" (эта панель и дала в своё время название всей коллекции). Инструменты работают с учетом требований топологии - где надо, создают пересечения, преобразуют атрибуты согласно правилам данного слоя и т.п.

- Для сеанса редактирования устанавливается притягивание (Snapping), либо общего типа, либо к отдельному векторному слою. Возможна локальная прорисовка узлов с выделением ошибочных - псевдоузлов, висячих узлов. Возможен выбор объектов прямоугольником, кругом, линией и произвольным контуром;

- Продление полилинии до пересечения (extend), продление двух полилиний до их пересечения;

- Разбиение полилинии пользовательскими точками (split), в каждом узле, либо по заданному отстоянию от начала (в единицах вида или в процентах), либо на равные интервалы (по размеру интервала и по количеству интервалов);

- Топологичный сдвиг узла - все связанные полилинии меняются;

- Слияние указанных полилиний (merge), в том числе несостыкованных;

- Соединение всех разрозненных узлов в указанной области;

- Добавление полигона как полилинии;

- Стирание в указанном контуре. Атрибуты преобразуются согласно правилам данного слоя;

- Смещение полилинии на заданное расстояние (offset);

- Создание промежуточной полилинии (centerline) между двумя заданными;

- Генерализация-сглаживание-детализация отдельной полининии, изменение направления оцифровки (flip);

- Копирование полилиний из других слоев;

- Копирование и редактирование атрибутов между полилиниями;

ФУНКЦИИ РЕДАКТИРОВАНИЯ ПОЛИГОНОВ

A. Глобальные, обрабатывается целиком шейп-файл.

- Чистка полигонального слоя (Clean) включает:

      - разбиение составных полигонов;

      - ремонт испорченных полигонов (например, с ошибками, унаследованными из CAD);

      - создание пересечений полигонов там, где они накладываются;

- Удаление мелких полигонов-"щепок" (Eliminate). Три метода выборки щепок:

      - по логическому выражению (напр. AREA < 0.02);

      - по удлиненности - выбираются наиболее "тощие" полигоны;

      - по округлости - выбираются наименее округлые полигоны;

    Три метода удаления выбранных полигонов-"щепок":

      - слияние щепки с соседом, наибольшим по площади;

      - слияние щепки с соседом по самой длинной границе;

      - просто удаление;

- Заполнение дыр (Clean Gaps). Находятся дыры между соседними полигонами и заполняются за счет наибольшего из них;

- Слияние соседних полигонов по заданному признаку (Dissolve). Можно использовать несколько колонок. Атрибуты сливаются согласно правилам данного слоя;

- Слияние полигональных слоёв с учетом приоритетов (Advanced Merge);

- Разделение полигонов посредством полигонального слоя-разделителя (Split with Polygon). Атрибуты делятся согласно правилам данного слоя;

- Функция прокладки трасс в виде полигонов (COGO - см. ниже);

- Создание точечной темы для хранения атрибутов полигонов (Create Label Points);

- Передача атрибутов из точечной темы в полигональную тему (Attributes from Points);

Б. Локальные функции редактирования полигонов: нужно включить панель "Show Edit Tools". Инструменты работают с учетом требований топологии, поддерживая слой в целостном состоянии, без дыр и накладок. Пользователь должен определить правила создания новых полигонов. Возможен выбор объектов прямоугольником, кругом, линией и произвольным контуром;

Создание новых полигонов:

- Рисование обычных полигонов:

      - полигона - работает как стандартный AV инструмент;

      - прямоугольника (квадрата) - как стандартный AV инструмент;

      - круга - как стандартный AV инструмент;

      - прямоугольника, с заданием начала, ширины, высоты, угла поворота;

      - круга, с заданием центра и радиуса;

      - эллипса, с заданием центра, двух осей, угла поворота и точности;

- Рисование дырчатых полигонов:

      - кольца, с заданием толщины;

      - прямоугольника, с заданием толщины;

      - прямоугольника, с заданием начала, ширины, высоты, угла поворота, толщины;

      - кольца, с заданием центра, радиуса, толщины;

      - эллиптического кольца, с заданием центра, двух осей, угла поворота, толщины и точности;

- Рисование линии с буферизацией;

- Рисование линии со сложной буферизацией: с переменным буфером, с односторонним буфером;

- Копирование из другой темы линии и точек с буферизацией;

- Копирование из другой темы полигонов с буферизацией;

Редактирование новых полигонов:

- Разбиение составных полигонов (explode multipart);

- Заполнение дыр между выбранными полигонами;

- Построение буферной зоны для полигона;

- Изменение формы полигона;

- Слияние выбранных полигонов;

- Слияние полигонов по выбранным атрибутам-критериям (dissolve);

- Разбиение полигонов полилиниями, взятыми из линейного слоя. Атрибуты делятся согласно правилам данного слоя;

- Копирование и редактирование атрибутов между полигонами;

COGO - ПРОКЛАДКА ТРАССЫ

Инструмент COGO встроен в разделы редактирования линий и полигонов. Предназначен для рисовки трассы (traverse) различными интерактивными способами. Трасса может добавляться как графика в вид, или как элемент в полилинейную полигональную тему соответственно. Точка начала трассы (TakeOfPoint) вводится координатами X & Y, либо интерактивно: как начало/конец выбранного элемента, как его ближайший узел, либо ставится вручную (Freehand);

От точки начала можно добавлять участки трассы. При этом видны текущие координаты, и можно определять геометрию очередной прокладки, по прямой или по кривой. Прокладка по прямой возможна разными методами - заданием направления и отстояния (Dist-Bearing), заданием X-Y, заданием dX-dY. Направление, в свою очередь, может быть получено замером существующего элемента из любой темы, что позволяет рисовать параллельно. Возможно прибавление 90 градусов к любому заданному направлению, что позволяет прокладывать трассу перпендикулярными звеньями;

Кривые также могут быть построены различными методами:

      - тангенциальная кривая: задается длина хорды и отстояние; либо длина хорды и радиус; либо длина хорды и длина дуги, либо длина дуги и радиус, либо радиус и отстояние;

      - нетангенциальная кривая: задается длина хорды, направление хорды и радиус; либо длина хорды, направление хорды и длина дуги; либо длина хорды, направление хорды и отстояние;

      - прямой отрезок может быть продолжен с закруглением (fillet), задается направление, результирующее отстояние, и радиус закругления на стыке;

SURFACE FUNCTIONS - МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВЕРХНОСТЕЙ

3D Analyst и Spatial Analyst не требуются. Раздел включает:

- Создание TIN модели поверхности (Build TIN) - образуется полигональный шейп-файл, состоящий из треугольников (двухмерный или трехмерный, если надо);

- Извлечение высоты для точек из TIN в трехмерный шейп-файл (проецирование точек на поверхность, Point Elevation);

- Создание трехмерного полигона или полилинии из плоского шейпа - расчёт высот с использованием TIN (проецирование контуров, Create 3D shapefile);

- Расчёт уклонов TIN - в трехмерные полигоны (3D Analysis/Slope);

- Расчёт экспозиции TIN в трехмерные полигоны (3D Analysis/Aspect);

- Расчёт затенения рельефа из TIN в трехмерные полигоны (3D Analysis/Hillshade) ;

- Раскраска-подсветка граней TIN, записывается в трехмерные полигоны (3D Analysis/Illuminate);

- Интерполирование изолиний, по TIN в трехмерные полигоны (3D Analysis/Interpolate Contours);


GEOPROCESSING - ГЕО-ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

- Построение буферных зон вокруг полигонов, полилиний, точечных тем (Buffer). Размер буфера постоянный или берется из колонки-атрибута темы;

- Обрезание точечной, линейной, полигональной темы (Clip) выбранными элементами полигональной темы. Атрибуты сохраняются или преобразуются согласно правилам разделения;

- Пакетное обрезание (Batch Clip) - несколько тем за один раз;

- Затирание (Erase) точечной, линейной или полигональной темы выбранными элементами полигональной темы. Атрибуты сохраняются или преобразуются согласно правилам разделения; - Пакетное затирание (Batch Erase) - несколько тем за один раз;

- Пространственная передача атрибутов (из выбранных пользователем колонок). Атрибуты передаются согласно взаимному расположению элементов, из полигональной темы точкам, линиям или полигонам в другой теме;

- Пространственная передача атрибутов (Transfer Attributes) из одной полигональной темы в другую, согласно выбранному принципу и с учетом площади:

      - count (пропорционально сумме) - например, данные переписи;

      - value (взвешенное среднее) - например, выпадение осадков;

      - type (большинство) - тип почв и т.п.;

- Расчет расстояний от точек (Point Distance). Рассчитывается ближайшее расстояние от точек одной темы до элементов другой темы. Результаты записываются в колонке точечной темы;

- Обратное геокодирование (Reverse Geocode). Передача атрибутов из линейной темы к точечной - по сути, вычисление адреса точки по системе улиц;

- Размерение точек (Measure Points). Передача значений M/Z из маршрутной или трехмерной полилинии в точечную тему.

CONVERT - КОНВЕРТАЦИЯ ШЕЙП-ФАЙЛОВ

Наиболее популярный раздел инструментов, мощных и простых одновременно.

- Преобразование полигонов в полилинии (Polygon to Polyline). Все атрибуты полигонов присваиваются соответствующим полилиниям;

- Преобразование полигонов в точечную тему (Polygon to Point). Точки нумеруются по порядку, чтобы можно было собрать их обратно в полилинию. Все атрибуты линий присваиваются соответствующим точкам;

- Преобразование маршрутной (трехмерной) темы PolygonM(Z) в точечную тему. Значения M(Z) записываются в отдельную колонку;

- Преобразование полилиний в точечную тему (Polyline to Point). Точки нумеруются по порядку, чтобы можно было собрать их обратно в полилинии. Все атрибуты полилиний присваиваются соответствующим точкам;

- Преобразование центров полилиний в точки (Polyline to Centerpoint). Для каждой полилинии рассчитывается центр (центроид), точки записываются в точечную тему;

- Преобразование маршрутной (трехмерной) темы PolylineM(Z) в точечную тему. Значения M(Z) записываются в отдельную колонку;

- Сборка точек в полигоны по индексу полигона (Points to Polygon). Точки должны быть пронумерованы по порядку для каждого полигона;

- Сборка точек в полилинии по индексу линии (Points to Polyline). Точки должны быть пронумерованы по порядку для каждой полилинии;

- Сборка точек в маршрутные/трехмерные полигоны (Points to PolygonM(Z)), значения берутся из соответствующей колонки;

- Сборка точек в маршрутные/трехмерные полилинии (Points to PolylineM(Z)), значения берутся из соответствующей колонки;

- Преобразование обычных точек в маршрутные/трехмерные (Point to PointM(Z)), значения берутся из соответствующей колонки;

- Преобразование маршрутных/трехмерных точек в обычные (PointM(Z) to Point), значения M(Z) записываются в колонку;

- Преобразование любого маршрутного или трехмерного шейпа в обычный, "плоский" (ShapeM(Z) to Shape). Значения никуда не записываются, зато шейп в результате можно редактировать.

MISCELLANEOUS - РАЗНОЕ

- Сдвиг векторного слоя (Move Shapes). Откуда и куда - задается пользователем, координатами либо по карте, можно с притягиванием. Также возможно задание dX & dY значений;

- Поворот векторного слоя или его выбранных элементов (Rotate Shapes). Требуется указание центра и угла поворота;

- Преобразование составных элементов в простые (Explode). Атрибуты преобразуются согласно правилам разделения;

- Очистка слоя от элементов-пустышек (Quick Clean). Для полигонов чинит также дырчатые, "протекающие" полигоны;

- Сортировка слоя физически по заданным критериям (Sort Shapes);

- Создание полигона-оболочки по точечному слою (Convex Hull);

- Построение полигонов Тиссена (Thiessen Polygons) по линейному и точечному слою;

- Создание двойной легенды (Bivariate Legend) - в цветную легенду полигона добавляется степень яркости, по заданной колонке таблицы;

- Создание сетки с заданным интервалом, в виде точечного (Point Grid), линейного или полигонального слоя, либо в виде графики (Draw Vector Grid);


Установка EditTools предельно простая - нужно распаковать ET36.avx или аналогичный файл, и поместить его в каталог esri\av_gisXX\arcview\ext32. Еще будет нужно установить единицы измерений вида, желательно линейные (не-градусные). После запуска ArcView нужно включить соответствующий модуль в списке File/Extensions - появится кнопочка . Что делать дальше, догадаетесь сами ;)

Версия EditTools для ArcMap имеется, даже две - функций настолько много, что пакет разделен на два - основные ручные операции включены в GeoTools, большинство пакетных - в GeoWizards. Эти модули выложены на сайте автора (см. ниже). Программы платные, но включают множество бесплатных функций. Перевод описаний планируется на нашем сайте в ближайшем будущем.

Скачать последнюю версию EditTools 3.6 можно тут, там же полное описание - инструкция на английском языке, в формате HTML/HTML help. Если сайт автора не отвечает, берите с нашего "зеркала": следует учесть, что для ArcView 3.1 и 3.2 применять надо разные версии. Для ArcView 3.0 нет отдельной версии - придется установить 3.1-вую, но не все функции буду работать :(

Разработчик Edit Tools - Yanko Chukanski, автор и других известных произведений - ET GeoTools, ET GeoWizards, ET Surface, Easy Calculate - все это и многое другое на сайте www.ian-ko.com. Огромное спасибо и низкий поклон за наиболее популярный инструмент в ГИС-мире, без преувеличения и лести.

Авторизованный перевод, комментарии и тестирование - Geologic