НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

КАК ДОБАВИТЬ РАСТРОВУЮ КАРТИНКУ

В ArcView это непросто, и смущает многих. Вкратце процесс описан, например, на firststeps.ru, можете с них начать. Однако некоторые детали могут вызвать у начинающих ступор, остановимся на этом поподробнее.

- Как вообще быть, какой кнопкой орудовать? Я пытаюсь добавить тему, а ArcView "не видит" картинок.

Да, вы начали правильно, ведь картинка - это тоже слой, тема. Нажимаете на известную всем "могилку" и... картинок и правда не видно. Все потому, что надо сменить тип источника данных - внизу диалога, где написано "Data Source Type". Выберите там "Image...", и все получится. Вы удивитесь, как много типов изображений ArcView умеет читать.

- Все равно не видно моей картинки в диалоге!

Возможно, ваша картинка jpg - тогда включите соответствующий модуль (extension) "JPEG Image Support", по умолчанию он не активирован.

- Картинка загрузилась, но она легла "не туда".

Конечно, не туда, ведь ArcView не знает, "куда" ее грузить - информации об этом в самой картинке, как правило, нету. Вам придется позаботиться о ГЕОПРИВЯЗКЕ. Наиболее разумный путь - раздобыть картинку с готовой геопривязкой. В формате ESRI это небольшой чисто текстовой файл в шесть строк, примерно вот такой:

В первой строчке размер пикселя по X, в четвертой по Y, пятая и шестая - положение верхнего левого угла, все, разумеется, в метрах или других единицах вашей карты. Файл должен иметь имя как у картинки, а расширение с добавлением буквы "w". Если ваша картинка myfile.bmp, то файл привязки должен называться myfile.bmpw.

- Раздобыть привязку не могу, я сам отсканировал картинку. Как мне ее привязать?

Вопреки распространенному мнению, для большинства случаев не нужно сложных и мощных средств геокоррекции, со всякими полиномиальными (не дай бог!) алгоритмами. Задача чаще всего стоит просто "привязать", а не корректировать картинку. То есть наложить ее на вашу карту, словно плоский лист кальки, максимально простым способом. Стандартных инструментов в ArcView, к сожалению, не предусмотрено, но, имея голову на плечах, посадить картинку можно. Если она ровная, не повернута, то процесс не очень замысловатый. Понадобится калькулятор и умение работать в текстовом редакторе, Notepad подойдет. Еще желательно иметь какой-нибудь графический браузер, например IrfanView или ACDSee. Если под рукой нет браузера, в качестве оного сойдет и сам ArcView. Готовы?

- Да, установил Notepad на своем ноутбуке, валяйте дальше :)

Сначала нужно сообразить, какой масштаб у вашей картинки. Именно с этого надо начинать! Ведь если лист вашей виртуальной кальки будет иметь правильный размер, то наложить его на нужное место будет уже проще. Итак, прикиньте размер пикселя вашей картинки - это можно сделать, глядя на нее с большим увеличением. Если на вашей картинке есть сетка или линейка масштаба, посчитайте пиксели на одно деление, и вычислите размер простым делением. Не забудьте, что "мерить" надо строго вертикально либо горизонтально, иначе будет неточно. Измерили? Если на километр, например, пикселей пришлось 59 штук, то размер одного пикселя примерно 16.95 метров, так ведь? Тогда пишем в первой строке файла привязки 16.95, а в четвертой то же, но с минусом (так надо, не сумлевайтесь). Еще проще, если вы сканировали картинку сами - зная разрешение, легко рассчитать "тот самый размер" заранее: например, 150 точек на дюйм это 59 точек на сантиметр, размер одной точки 0,017 см, значит, в масштабе 1:100000 размер пикселя будет около 17 метров. Жирновата точка, вам кажется? Отсканируйте как 300 dpi :)

- А что за третья и вторая строка?

Оставьте их нулевыми, об этом потом. Теперь положение картинки... Чтобы сразу увидеть ее "где надо" или хотя бы рядом, подглядите координаты где-нибудь в левом верхнем углу вашей остальной карты, на которую вы хотите наложить картинку, и просто впишите их в пятую и шестую строки. Картинка ляжет туда левым верхним углом, и вам это вполне сойдет для начала. Загружайте.

- Вроде попал туда, но как проверить размер?

Размер картинки вы не сможете проверить, пока не посадите ее более точно. Прикиньте, на сколько и куда ее надо сдвинуть чтобы она села - это можно сделать "линейкой" - и перепишите пятую и шестую строки. Загрузите картинку заново, возможно, так ее "двигать" придется раза два-три. Есть простой инструмент для cдвигания картинки, установите его - с ним заметно веселее.

- Картинка сидит, но как-то криво. Если один угол садится, то другие тогда съезжают, и наоборот:

Если все правильно с масштабом, значит, вам не повезло и ваша картинка повернута. В третью и четвертую строки как раз можно было бы вписать фактор поворота, но ArcView "не умеет" поворачивать изображения. Если вы сканировали картинку сами, то не беда - повторите сканирование заново и на этот раз поровнее. Вам поможет вертикальная направляющая линия, нанесенная на обороте листа - глазомерной точности вполне достаточно. Если картинка к вам попала уже такая неровная, то ничего не остается как бросить все и уйти... :) Но если вы сообразительны, то в управдомы вы еще успеете. Несложно повернуть картинку в графическом редакторе! Хорошо с этим справляется Фотошоп, есть такая функция и в бесплатном IrfanView. Обычно достаточно одного-двух градусов, как при коррекции фотографий. Проверять надо по какой-либо вертикальной линии, сетке или рамке, если они есть на картинке. После поворота потребуется повторить все шаги заново, ведь размер пикселя слегка изменится.

- Уфф, ну и работенка! Почти час провозился!

Это потому, что в первый раз. Когда освоитесь, двух минут будет достаточно, если вы научитесь избегать поворота, конечно. Если у вас нет сформированной карты, и вы решили начать проект с картинки, то вообще можете грузить ее "куда попало", т.е. в ноль координат, и не обращать внимания на поворот - когда появятся точные сведения о координатах, можно будет сдвинуть всю вашу карту в нужное место. А вот добиться правильного масштаба мы все-таки советуем с самого начала, тем более, что это как раз несложно.

- А нет ли каких-либо средств для привязки по точкам?

Есть, обзор вспомогательных средств приводится вот тут. Однако вы увидите, что понимать файлы привязки все равно придется. Кроме того, имейте в виду, процесс геопривязки в ArcMap гораздо более дружественный, почитайте ниже о нем и... переходите работать в ArcMap.

- Я все понял, посадил картинку, но все равно садится не очень точно, как мне с этим работать?

Никакая картинка не соответствует точно ничему другому, всегда есть некоторая "ошибка" посадки, дефекты самого листа плюс различия в рисовке контуров, даже сетки. Но, если ваша задача "векторизовать", то есть перевести с растра некоторые детали в шейп-файлы, то небольшие нестыковки вам лучше исправить в ходе самой векторизации. Картинку при этом, кстати, можно двигать время от времени, добиваясь более точной посадки в конкретном месте листа, ну словно бы поправляя сползающую кальку рукой: дело привычное :)

- Может, мне все-таки ArcMap поставить?

Конечно, там с растрами намного проще. В ArcMap средства геопривязки встроены: чтобы ими воспользоваться, включите панель Georeferencing. Может быть, сначала будет непривычно, но инструменты действительно удобные. Привязывать картинку рекомендуем так: подгружаете её как обычную тему, не заботясь о том, куда она плюхнется. Как и в ArcView, по умолчанию она попадает в "ноль координат", если не было никакой геопривязки.

Далее командой "Fit to Display" сажаете картинку примерно куда вам нужно. Проще сказать, загоняете картинку на ваш экран, где уже видно, куда она должна сесть. Разумеется, вы должны заранее позаботиться о том, к каким объектам будете привязывать. Лучше всего подойдут углы рамки или узлы сетки, но для этого вовсе не нужно иметь шейп-файл разграфки соответствующего масштаба, как многие думают, настрадавшись с этим в ArcView. В ArcMap любую сетку можно заказать автоматическую! Она называется Grid и "живет" только в макете печати, но макет-то печати в ArcMap - это полноценное рабочее пространство! Будет несколько непривычно работать с картой на макете, но овчинка стоит выделки - вы навсегда забудете о проблемах с сетками. Чтобы работать эффективно, подгоняйте ваш растр поближе к месту в виде, лапой или поворотом, и только окончательную посадку делайте уже по точкам в макете печати.

Сажая по точкам без рамки-сетки, выберите парочку наиболее характерных. Не стесняйтесь удалить неудачные точки привязки и начать все заново - сводная табличка точек этому поможет, в ней есть оценка точности, как суммарная, так и для точек по отдельности. Если какая-то точка имеет большую ошибку, или ее удаление/добавление заметно влияет на общую картину, то значит, эта точка "плохая", видна слабо или съехала в одном из вариантов. Удалите ее безжалостно, она "корежит" всю картинку. Найдите другую. Учитесь "играть" на точках как на клавишах. Неплохим критерием, кстати, является ваше личное чутьё - если после многочисленных проб и ошибок вдруг вам покажется, что картинка в целом по ситуации "наконец "сидит" хорошо, наплюйте вобще на точки и на расчет ошибок - главное, чтобы "костюмчик сидел" по фигуре! :)

Однако пoсле окончания привязки мы рекомендуем все-таки вернуться в world-файл и подумать над ним немного, нельзя ли его упростить/облагородить. Если ваш растр ландсат, например, а размер пикселя получился 29.9875456231, то наверно же создатели растра имели в виду ровно 30 метров, остальное - ошибка ваших точек... Полезно бывает также обнулить факторы поворота, если они микроскопические, ну а положение растра подогнать уже несложно, как вы знаете :)

Удачных вам посадок!

Lalex